По прогнозам опрошенных BFM.ru аналитиков, тарифы на электроэнергию на 2009 год будут заморожены, цены на уголь начнут падать, стоимость рельсов уже понизилась – тем не менее, эти составляющие себестоимости железнодорожных перевозок не заставили ОАО «РЖД» не поднимать свои тарифы. Напротив, монополия в пятницу объявила о повышении тарифов.
Пока это коснулось пассажирских перевозок. В 2009 году тарифы на железнодорожные билеты в купейных вагонах и СВ во всех категориях поездов вырастут на 13%. Что касается плацкартных и общих вагонов, то тарифы на проезд в них устанавливает Федеральная служба по тарифам. Однако эксперты отрасли ожидают, что и здесь стоимость билета возрастет на 12%.
Вводятся и так называемые «праздничные наценки РЖД», в среднем они достигнут 20%. В новый год (29-30 декабря), на рождественские праздники (6-7 января), в международный женский день (6-9 марта), на майские праздники, в День Победы, в День России и в период отпусков с 17 июля по 31 августа билеты будут стоить дороже. Максимальная наценка в 45% вводится в канун Нового года. Новые цены установлены в соответствии с внутренним распоряжением компании об индексации тарифов на перевозки пассажиров, которые не регулируются государством. Ожидается, что РЖД объявит и об увеличении тарифов на грузовые перевозки, но официальных сообщений по этому поводу пока не поступало.
Энергоносители для железных дорог — это прежде всего уголь и электроэнергия. Владимир Рожанковский, старший аналитик CiG (CentreInvest Group), прокомментировал ситуацию для BFM.ru: «Реформа РАО ЕЭС завершилась незадолго до начала кризиса в России, и все ожидали перехода на рыночные тарифы до 2012 года. Но сейчас идет очень серьезный спор представителей всех отраслей с премьер-министром страны, просят принять решение не отпускать тарифы, потому что в условиях кризиса это может привести к вымыванию остатков рентабельности у производственников. Также идет баталия между премьером и энергетиками, которые просят не замораживать тарифы. Но, похоже, они не смогут убедить Владимира Путина, и тарифы заморожены будут. Безусловно, они уменьшатся и для РЖД, как для остальных потребителей. В лучшем случае уменьшатся, в худшем останутся на прежнем уровне. Скорее всего на 2009 год будет принят «нулевой» сценарий, продлится эта ситуация до того момента, когда страна начнет выходить из кризиса», — говорит он.
«Что касается угля, здесь с тарифами все еще проще. Летом, если помните, к кому-то чуть было не вызвали доктора, и после этого цены стали падать — у нас «доктора» неплохо разбираются в угольной промышленности. Энергоносители сейчас дешевеют во всем мире, ведь цены на уголь и на все энергоносители пусть и с небольшим логом, все равно идут вслед за нефтью. Нефть сначала подешевела в два раза, сейчас откатилась еще. Есть рекомендованные тарифы, которых сейчас придерживаются и «Мечел», и СУАЛ, и другие компании. По прогнозам на 2009 год, цена на уголь будет падать», – делает вывод эксперт.
Снижается стоимость не только угля и электроэнергии. В отделе продаж компании «Ремстройпуть» корреспонденту BFM.ru рассказали, что цены на рельсы, шпалы и другие комплектующие начали снижаться еще в июле, также ожидается дальнейшее их снижение в 2009 году — на 10-15%. Фактор поднятия тарифов на фоне сокращающихся издержек эксперты объясняют во-первых убыточностью монополиста, во-вторых сильным лобби в правительстве в лице вице-премьера РФ Игоря Сечина.
В октябре на совещании у Сечина были пересмотрены выводы комиссии двухлетней давности, которая выясняла причины аварии на шахте «Уралкалия» в Березниках. Комиссия оценила ущерб государства в 1,045 млрд рублей. Но компания была признана невиновной. Поэтому государственному монополисту РЖД придется потратиться на строительство новой железнодорожной ветки в обход провала на выработках «Уралкалия». Однако, если выводы комиссии будут пересмотрены, то и все госрасходы на устранение последствий аварии, и, главное, расходы по строительству железнодорожной ветки, лягут на «Уралкалий».
Возвращение к событиям двухлетней давности эксперты связывают с желанием РЖД снизить расходы в условиях кризиса, и возложить стоимость строительства (ценой в 8—9 млрд рублей) на другое предприятие. «ОАО «РЖД» все время жалуется на то, что тарифы на перевозки не покрывают себестоимость, — рассказал источник BFM.ru. — Но сейчас, когда издержки компании будут снижаться, возможно, тарифы и перекроют себестоимость. До кризиса пассажирские перевозки РЖД были убыточны, и этому есть ряд объективных причин.
Действительно, стоимость перевозок по российским железным дорогам не сравнима с тарифами в США и Западной Европе. В России очень дорогое обслуживание и неэффективное управление. Эксперт отмечает устаревшее «стрелочно-рельсовое» хозяйство, обветшалый вагонный парк и использование ручного труда как факторы, значительно удорожающие себестоимость перевозок. И если российские авиакомпании конкурентоспособны в сегодняшних условиях, то железная дорога просто не может себя окупить. И все эти проблемы РЖД будет перекладывать на плечи предприятий, которые пользуются услугами. А они, в свою очередь, уже начинают искать альтернативные возможности перевозок и развивают собственный речной и морской флот», — заключает эксперт.
Директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев говорит о «неочевидности» решения РЖД поднять тарифы. «Есть официальная точка зрения о необходимости реализации инвестиционных программ естественных монополий, одобренных правительством два года назад. В них, в частности, говорится об условиях индексации тарифов, которые в этом году увеличиваются согласно планам, — заявил BFM.ru аналитик. — Однако эти решения были приняты без учета кризиса, и сейчас выполняются по инерции. В то время, когда падает совокупный экономический спрос, что влечет за собой спад промышленного производства, такие решения неочевидны. В сентябре спад производства промышленной продукции составил 5%, в октябре уже — свыше 6%, а стоимость перевозок на этом фоне увеличивается. Конечно, РЖД будет отстаивать необходимость таких решений», — сказал Николаев.
Кризис, Страна